@mam в Почитать

Призвание

Призвание
Пришла женщина с сыном. Сын уже большой, старший подросток, и явно с какими-то существенными нарушениями в развитии — что называется, «на лице написано».

Я от такого всегда расстраиваюсь. Помочь ведь вроде бы и должна (к кому им идти, как не к психологу?), и хочется, но, как правило, нечем.

— Представься, — велела мать.

— Здравствуйте, — сказал парень. — Меня зовут Вася. Мне семнадцать лет. Я учусь в девятом классе.

В его речи имелся какой-то логопедический дефект, но пониманию он не мешал и был совершенно не противный — что-то вроде грассирования.

— Очень приятно, Вася, — ответила я. — Меня зовут Екатерина Вадимовна.

— У нас диагноз — органическое поражение головного мозга, — сообщила мать. — По-человечески — слабоумие. Но при этом как человек наш Вася очень хороший — добрый, отзывчивый, всегда всем готов помочь, если понимает как. «Застревает» иногда, учителя жалуются. Но если ему напомнить, что он делал, и дать небольшого пинка, все снова двигается. У нас полная семья, есть младшая девочка. Мы к вам пришли насчет профориентации.

— Кого профориентации? — тупо спросила я.

— Васи, конечно, — удивилась женщина. — Сестренке-то его недавно семь исполнилось, рано ей еще.

— Простите, — искренне извиняюсь я. — Я не сообразила сразу.



— Да это уж понятно, — женщина грустно улыбнулась. — Их ведь таких — как? Пока маленькие — учат-учат, и коррекция, и развитие, льготы всякие, концерты, лагеря. А школа у них какая замечательная! Учителя — просто ангелы. А вот потом — все это сразу кончается, и сидят они по домам перед телевизором или компьютером, и все, чему научились, постепенно забывают. Сколько я таких историй знаю, увы. Можно в училище пойти. Но там специальности такие, для которых нужно концентрироваться, и терпение, и долго однообразно, и руки хорошие с тонкой моторикой, а с этим всем у нашего Василия — полный швах. Но вот мы с мужем подумали: а может, и не обязательно так-то? Есть же простые работы, где не обязательно каждый день одно и то же. Ну надо же попробовать поискать во всяком случае! Вот и пришли посоветоваться.

Так. Профориентировать медицински слабоумных ребят мне, кажется, еще не доводилось. Ну что ж, тем интереснее. Есть ли у Васи ресурсы? Впрочем, один я уже знаю: любит помогать. Это значит — сфера обслуживания. Но в каком состоянии интеллект? Тестировать его по Векслеру? Долго и муторно. Может быть, кто-то уже сделал это до меня?

Ура! Сделали — для какой-то комиссии. Не очень-то я им доверяю — они часто используют сокращенный вариант теста, а выводы делают почти навскидку, но нам навскидку и нужно. Общий коэффициент — семьдесят восемь. Очень неплохо на самом деле.

Что у нас есть еще?

Вася рассказывает о себе, адекватно реагирует на мои уточняющие вопросы. Говорит короткими, но понятными фразами — подлежащее, сказуемое, дополнение. Я уверена, что его этому специально научили. И правильно сделали. Столько я вижу вполне нормальных детей и подростков с мутной, неструктурированной, захлебывающейся речью. Более того, я подозреваю, что мать меня «просчитала» (я явно не первый психолог на ее жизненном пути) и ответы на мои вопросы с сыном заранее подготовила и разучила. Ну и что? Он может в изменившихся условиях воспроизвести заученный алгоритм, и это уже здорово.

Вася любит помогать. Он любит детей, женщин, стариков и животных. Взрослых мужчин он побаивается, даже в присутствии родного отца теряется и выглядит более слабоумным, чем он есть. Еще боится крови и до паники — пауков. Вася физически сильный и почти здоровый. У Васи очень истощаемое внимание. Он категорически не любит никакой спорт, но любит гулять и вообще много ходить. Любит кино и театр, особенно детский и кукольный, но может высидеть и взрослый спектакль, в котором почти ничего не понимает. Крупная моторика вполне удовлетворительная, мелкая — между плохо и очень плохо (очень плохо пишет и с трудом попадает в нужные клавиши компьютера). Странный ресурс — очень любит арифметику, обожает цифры как сущность, любит их писать, рисовать, раскрашивать, решать примеры в пределах сотни. Знает понятие отрицательных чисел, умеет ими оперировать.

— Удивительно! — говорю я.

— Да, — с улыбкой соглашается мать. — Он, когда меньше был, даже комплименты такие говорил: «Какая вы добрая, красивая тетя! Совсем как цифра три!» Все очень удивлялись.

— Я хочу работать! — говорит Вася. — Не хочу дома сидеть. Дома скучно. Хочу ходить много, делать что-то полезное, как взрослый человек. И денежки зарабатывать, и маме их отдавать, чтобы она могла нам покушать купить.

Мы долго все обсуждали. Уход за животными — опасно. Уход за тяжелыми больными — боится крови, исключено. Что-то на компьютере — невозможно из-за моторики. Сфера обслуживания? Торговля? Для того, чтобы расставлять по полкам продукцию, у него явно не хватит объема и концентрации внимания. Но есть же и другие рабочие места в больших магазинах — например, грузчики, носить корзинки, составлять тележки…

— О, мне очень нравятся магазинные тележки! — с воодушевлением воскликнул Вася.

— Хорошо, мы попробуем, — сказала мать. — Можно, мы потом еще придем, расскажем?

— Да, конечно.

***

— Ничего у нас не вышло, — женщина пришла одна. — Он сколько-то носил эти корзинки в магазине, а потом ему надоело, и он просто ушел домой. Никому ничего не сказал. Да еще и бутылку кефира с собой унес, не заплатив. Очень неудобно.

— А как вам объяснил, почему ушел?

— Сказал: мне скучно, ходить некуда, уйти нельзя, никто со мной не разговаривает. И делать нечего, когда корзинок нет.

— Вы хотите продолжать попытки?

— Да, однозначно. Вася сам очень хочет. На самом деле идея работы ему очень нравится. Он сам очень расстроился, что ничего не вышло, и переживал из-за кефира — он потом понял, что получилось как будто он его украл.

— Вася любит много ходить. И умеет читать. Может быть, курьером? Это сдельная работа. Он сможет ходить столько, сколько захочет.

— Да, точно, вы правы, это ему может подойти.

***

— У него даже не столько ума, сколько выдержки не хватило! — Вася пришел вместе с отцом, высоким мужчиной с седыми висками. — Почти три месяца все шло хорошо. А потом он неправильно понял сложный адрес, два часа бегал кругами вокруг большого здания, вломился в две чужие конторы, напугал там девушек, позвонил отправителям, пытался уточнить, а там какой-то клерк повторил тот же адрес и сказал: это ваша работа! Он пытался позвонить матери, она не услышала звонка, я был на совещании, тогда он психанул, выбросил пакет в урну и побежал на вокзал — уехать со стыда куда подальше и никогда больше домой не возвращаться. Хорошо, позвонил перед тем сестре — проститься. Она сразу перезвонила нам, и мы перехватили его на вокзале…

— Мне очень стыдно, я поступил неправильно, — понуро сказал Вася, крутя на пальце номерок от гардероба.

— Но? — это отец.

— Но я все равно хочу! — Вася вскинул голову, погладил пальцами цифру на номерке и плотно сжал толстые губы. Тут стало видно, что сын с отцом похожи. — Я очень хочу работать! Мне понравилось на самом деле! Я себя так хорошо чувствовал! И сестре котенка игрушечного купил. А маме — конфет.

— О да, — подтвердил отец. — Он действительно очень прямо вырос за эти два месяца. Мы все заметили. Поэтому мы хотим продолжать попытки.

Я преисполнилась уважения к их упрямой и позитивной семейной воле. Но что же им еще предложить?

— Мы как-то никак пока не задействовали его арифметическое хобби, — вспомнила я.

— Увы! — невесело усмехнулся отец. — В эпоху электронно-вычислительных машин это будет трудновато использовать.

Но тут мой взгляд снова упал на номерок.

— Гардероб! — воскликнула я. — Цифры. Понятное дело, огороженное стоечкой. И, кажется, в соседней взрослой поликлинике опять уволился гардеробщик…

— Мы идем туда прямо сейчас! — решительно заявил отец. Вася с готовностью вскочил.

***

Прошел… год? Два? Три? Опять Вася с мамой. Круг замыкается? У них опять не вышло? Бедные они бедные…

Но мать улыбается.

— Мы не про профориентацию в этот раз. Мы — про карьеру.

— ?!!

— Мы с третьего раза так удивительно попали, что это просто чудо! — объясняет женщина. — Он эти номерки разве что себе под подушку не кладет, у него там какие-то сложные системы, как что куда вешать, и вообще… И старичкам он пальто подавал, и улыбался всем, и любили его, и даже (в поликлинике-то!) чаевые давали. Или конфетку там. Ему сестра-хозяйка в поликлинике сказала: Вась, да у тебя просто призвание какое-то к этому гардеробному делу, первый раз такое вижу! Ты явно нашу-то поликлинику перерос. Сейчас лето настанет, все равно увольняться, и надо тебе дальше двигаться, гардеробную карьеру делать. Он ее-то постеснялся, пришел домой и меня спрашивает: мам, что такое гардероб, я знаю, а что такое карьера? Ну, я ему как могла объяснила, он воодушевился и говорит: так там еще больше номерков будет? Тогда я хочу ее делать! Ну что ж, я его к себе в техническую библиотеку в гардероб устроила. Новые номерки, новые вешалки — он был в полном восторге. Полгода у него ушло только на то, чтобы со всеми с ними познакомиться (это он так про номерки говорит) и выработать свою систему, куда что и в каком порядке вешать. Потом чисто наслаждался. Одна проблема: когда номерок теряется, он плачет. Но я уж его научила в каморку уходить. А так все отлично, мы, сами понимаете, рады донельзя. Но тут вот летом он ко мне приходит и говорит: что ж, мам, пора мне двигаться дальше. Мы с отцом так и сели. В каком смысле, спрашиваем. Ну, отвечает, с новыми номерками знакомиться, карьеру делать. Мы ему: Вась, от добра добра не ищут, надо же понимать… но он уперся.

— Отлично! — воскликнула я, неожиданно воодушевившись. — Вася, ты абсолютно прав! Человек должен расти, пока это возможно. У тебя же явно есть резерв. Ты еще не достиг своего максимального объема номерков и предельной скорости взаимодействия с ними. Вася, сейчас я скажу тебе, где находится вершина гардеробной карьеры! И куда тебе надо стремиться, — мать смотрела на меня с тревогой. («Остапа понесло», — подумала я трезвой частью своего сознания). — Это театральный гардероб, Вася! Гардероб в театре, понимаешь? — Вася истово закивал. — Там очень много номерков, и когда кончается спектакль, надо моментально обслужить много-много народу. И номерки там очень красивые. А знаешь, что сказал самый известный русский режиссер Станиславский? — я сделала театральную паузу. Мать Васи округлила глаза. — Он сказал: театр начинается с гардероба! То есть гардероб — это чуть ли не самое главное в театре!

— Неужели прямо так и сказал?! — Вася от восторга даже захлопал в ладоши.

— Именно! Хоть у мамы спроси, хоть у интернета.

— Спасибо. Я понял. Я буду дальше делать карьеру. И я стану гардеробщиком в театре. Я видел там номерки. Они прекрасны.

***

Мама без Васи. С конфетами и слезами. Прошло много времени, я ее не помню. Она напоминает: театр начинается с вешалки! Слабоумный юноша, любящий номерки.

— Спасибо, спасибо. Вы знаете, нам не сразу, но удалось — в театр, в большой, в настоящий. И его там все знают. Он чуть ли не знаменитостью стал. И однажды — это правда, мне другие служащие подтвердили — известный режиссер привел к нему в гардероб своих студийцев, попросил Васю рассказать о себе, а потом сказал: вот смотрите, вот это — призвание! Вот так надо служить театру! У всех ли у вас есть такое же — сильное, красивое — к профессии актера? У кого нету — уходите, пока не поздно, и ищите свое, как Василий нашел! Спасибо вам…

— Да мне-то за что? — удивилась я. — Это же вы все сами сделали. Вся ваша семья. И Вася, конечно. А режиссер прав: у всех есть призвание, главное — его вовремя найти.
+568
Комментарии 13 Просмотров 122.3K

Внимание! Комментарии нарушающие правила сайта, будут удалены

  1. Олег
    Олег 17 марта 2017 09:09 0

    Бред.. Кремлёвский психиатр?

  2. Екатерина
    Екатерина 17 марта 2017 10:56 0
    Мне очень понравилось история. Настоящее проявление в жизни ВЕРЫ, НАДЕЖДЫ, ЛЮБВИ и конечно же действий самих людей.
  3. 5river
    5river 17 марта 2017 12:23 0

    Хорошая история.

  4. Елена
    Елена 17 марта 2017 13:02 0
    действий самих людей.[/quote] [quote=Екатерина]Мне очень понравилось история. Настоящее проявление в жизни ВЕРЫ, НАДЕЖДЫ, ЛЮБВИ и конечно же действий самих людей.[/quote]
  5. Елена
    Елена 17 марта 2017 13:06 0
    Даже всплакнула. Жаль родителей - крест на всю жизнь.
  6. Сергей Вадимов
    Сергей Вадимов 19 марта 2017 04:41 0

    Кто-то всплакнул, кто-то пожалел, а меня терзает ярость врача...
    Неуважаемая Автор, я - психолог со стажем.. большим.
    Давайте поразмыслим над текстом:
    "Я от такого всегда расстраиваюсь. Помочь ведь вроде бы и должна (к кому им идти, как не к психологу?), и хочется, но, как правило, нечем."
    Вы - психолог, тот чел, к которому приходят, Вы права не имеете "расстраиваться" и т.д. Потом: "— У нас диагноз — органическое поражение головного мозга, — сообщила мать. — По-человечески — слабоумие." Почему Вы не спросили об этом - что это? токсическое поражение? генетика? лекарства в раннем возрасте? Что,блин, за диагноз???! И Вы дальше работаете, не поняв соматику?
    Особенно "понравился" этот пассаж:
    "Тестировать его по Векслеру? Долго и муторно. Может быть, кто-то уже сделал это до меня? Ура! Сделали — для какой-то комиссии. Не очень-то я им доверяю — они часто используют сокращенный вариант теста, а выводы делают почти навскидку, но нам навскидку и нужно. Общий коэффициент — семьдесят восемь."
    Вы, вообще,кто? Вам муторно тестировать сложного пациента? А кроме векслера, по вашим же словам, недостоверного, Вы ничего не знаете?
    Вы уверены, что "провели" Васю.. И собой любуетесь. Сделали из него самого мотивированного гардеробщика страны...
    В голову не пришло, что увлечение цифирью у него просто потому, что легче давалось, а учителя в школе подгоняли под остальных?
    Почему он, например, не скалолаз-чемпион, он же крепкий, верно?
    Или еще какой пара-олимпиец? Подающий пример. Ведь исходные данные отличные - полная, обеспеченная семья - в огонь бы пошли.
    А потому, что Вы его ограничили, горе-психолог.. Вы этой радости лишили их всех.
    Из-за таких, как Вы, наша профессия и подвергается насмешкам.
    По сути, что Вы сделали? - Вы вяло плелись за "клиентом", не пытаясь хоть в чем-то работать - ЧТО ВЫ СДЕЛАЛИ, ЗА ЧТО СТОИТ ПЛАТИТЬ???

  7. Мария
    Мария 19 марта 2017 10:23 0
    Юноша нашел свое призвание и счастлив! А это самое главное в жизни, быть счастливым! Когда тебя окружают счастливые люди, это прекрасно!
  8. Елена
    Елена 21 марта 2017 00:00 0
    Если после прочитанного становится на душе теплее и появляются добрые чувства, значит, рассказ хороший. А хорошее имеет право на существование!
  9. Юлия
    Юлия 21 марта 2017 20:57 0
    всплакнул, кто-то пожалел, а меня терзает ярость врача...
    Неуважаемая Автор, я - психолог со стажем.. большим.
    Давайте поразмыслим над текстом:
    "Я от такого всегда расстраиваюсь. Помочь ведь вроде бы и должна (к кому им идти, как не к психологу?), и хочется, но, как правило, нечем."
    Вы - психолог, тот чел, к которому приходят, Вы права не имеете "расстраиваться" и т.д. Потом: "— У нас диагноз — органическое поражение головного мозга, — сообщила мать. — По-человечески — слабоумие." Почему Вы не спросили об этом - что это? токсическое поражение? генетика? лекарства в раннем возрасте? Что,блин, за диагноз???! И Вы дальше работаете, не поняв соматику?
    Особенно "понравился" этот пассаж:
    "Тестировать его по Векслеру? Долго и муторно. Может быть, кто-то уже сделал это до меня? Ура! Сделали — для какой-то комиссии. Не очень-то я им доверяю — они часто используют сокращенный вариант теста, а выводы делают почти навскидку, но нам навскидку и нужно. Общий коэффициент — семьдесят восемь."
    Вы, вообще,кто? Вам муторно тестировать сложного пациента? А кроме векслера, по вашим же словам, недостоверного, Вы ничего не знаете?
    Вы уверены, что "провели" Васю.. И собой любуетесь. Сделали из него самого мотивированного гардеробщика страны...
    В голову не пришло, что увлечение цифирью у него просто потому, что легче давалось, а учителя в школе подгоняли под остальных?
    Почему он, например, не скалолаз-чемпион, он же крепкий, верно?
    Или еще какой пара-олимпиец? Подающий пример. Ведь исходные данные отличные - полная, обеспеченная семья - в огонь бы пошли.
    А потому, что Вы его ограничили, горе-психолог.. Вы этой радости лишили их всех.
    Из-за таких, как Вы, наша профессия и подвергается насмешкам.
    По сути, что Вы сделали? - Вы вяло плелись за "клиентом", не пытаясь хоть в чем-то работать - ЧТО ВЫ СДЕЛАЛИ, ЗА ЧТО СТОИТ ПЛАТИТЬ???
    [/quote]
  10. Юлия
    Юлия 21 марта 2017 21:01 0
    Цитата: Сергей Вадимов
    Кто-то всплакнул, кто-то пожалел, а меня терзает ярость врача...
    Неуважаемая Автор, я - психолог со стажем.. большим.
    Давайте поразмыслим над текстом:
    "Я от такого всегда расстраиваюсь. Помочь ведь вроде бы и должна (к кому им идти, как не к психологу?), и хочется, но, как правило, нечем."
    Вы - психолог, тот чел, к которому приходят, Вы права не имеете "расстраиваться" и т.д. Потом: "— У нас диагноз — органическое поражение головного мозга, — сообщила мать. — По-человечески — слабоумие." Почему Вы не спросили об этом - что это? токсическое поражение? генетика? лекарства в раннем возрасте? Что,блин, за диагноз???! И Вы дальше работаете, не поняв соматику?
    Особенно "понравился" этот пассаж:
    "Тестировать его по Векслеру? Долго и муторно. Может быть, кто-то уже сделал это до меня? Ура! Сделали — для какой-то комиссии. Не очень-то я им доверяю — они часто используют сокращенный вариант теста, а выводы делают почти навскидку, но нам навскидку и нужно. Общий коэффициент — семьдесят восемь."
    Вы, вообще,кто? Вам муторно тестировать сложного пациента? А кроме векслера, по вашим же словам, недостоверного, Вы ничего не знаете?
    Вы уверены, что "провели" Васю.. И собой любуетесь. Сделали из него самого мотивированного гардеробщика страны...
    В голову не пришло, что увлечение цифирью у него просто потому, что легче давалось, а учителя в школе подгоняли под остальных?
    Почему он, например, не скалолаз-чемпион, он же крепкий, верно?
    Или еще какой пара-олимпиец? Подающий пример. Ведь исходные данные отличные - полная, обеспеченная семья - в огонь бы пошли.
    А потому, что Вы его ограничили, горе-психолог.. Вы этой радости лишили их всех.
    Из-за таких, как Вы, наша профессия и подвергается насмешкам.
    По сути, что Вы сделали? - Вы вяло плелись за "клиентом", не пытаясь хоть в чем-то работать - ЧТО ВЫ СДЕЛАЛИ, ЗА ЧТО СТОИТ ПЛАТИТЬ???
  11. Юлия
    Юлия 21 марта 2017 21:04 0
    Уважаемый психолог, ну неужели не понятно,что это вымышленная история. Ну типа как добрый рассказ или даже сказка. ?
  12. Мимо проходящий
    Мимо проходящий 21 марта 2017 22:46 0
    Да ёптыть вашуж махрушку... Как рассказ, сиё сочинение - просто замечательно. Прочитал комменты - пижнец... Да, вы, тётки все, однозначно, Ёжанутые. Автора "чувствую" по стилистике на разных ресурсах типа пикабу и тд. Это сочинение, а тут развели поежень. В реальности, вы, мля, паскудные тётки, жизни не дадите близким, соседствующим, да и всем остальным тем более. Сегодня только натерпелся на почте в очереди, тётки с тётками срались, и чего ради? Узбагойдезь наконец... А то, ля, в статусе пишут жизнеутверждающее, а в реале один галдёж. Итог, как было - так пока и будет. Начните с себя. Откройте доброту для себя и всех окружающих. Сделайте добро просто так для других и вам обязательно помогут. Будьте терпимы, улыбайтесь... Будет и вам счастье. Рассказ вымысел, но суть преподносит. Спасибо автору. И простите за мои грубые слова, наболело. Счастья всем желаю.
  13. Оксана
    Оксана 10 сентября 2023 11:52 0
    А имя автора текста известно?
Войти через:
Odnoklassniki Yandex