Почему не выстрелила "Аврора" и за что Ленин не любил Женеву (фото)

Почему не выстрелила "Аврора" и за что Ленин не любил Женеву (фото)
В 2017 году исполнится ровно век событию, круто изменившему ход мировой истории, — Великой октябрьской революции. 7 ноября «Великому Октябрю» стукнет 96 лет. Для молодого поколения революция 1917 г. ассоциируются с полумифическими символами: крейсер «Аврора», вождь мирового пролетариата Владимир Ленин на броневике, тысячи гражданских, погибших при осаде Зимнего дворца, и бревно на плече вождя. Что из этих символов правда, а что миф...

Винный погреб ждет!

Историками доказано, что штурма Зимнего дворца многотысячной толпой рабочих, солдат и матросов, красочно изображенного в советских кинофильмах, не было, как и его героической обороны женским «батальоном смерти», безусыми юнкерами и инвалидами-георгиевскими кавалерами. Да, редкая охрана неприспособленного к обороне огромного здания была, но ее быстро и без больших жертв (по архивным данным, при взятии Зимнего погибло 6 человек, а не тысячи, как показывают в фильмах) разоружили. Российский историк Борис Алмазов утверждает, что всю работу проделал отряд спецназа — 200 офицеров-егерей с Северного фронта, которых прислал его командующий Владимир Чемерисов, симпатизировавший большевикам и лично Ленину. А «революционный народ» запустили уже после того, как немногочисленных защитников Зимнего, явно не горевших желанием сложить головы за министров-временщиков, разоружили и разогнали спецназовцы.

А вот арест Временного правительства — был, разграбление интерьера дворца — тоже, как и массовое беспробудное пьянство в его винных погребах. «Пьяные валялись по всей Миллионной улице, повальную пьянку остановили только через несколько дней матросы-анархисты Центробалта (Центральный комитет Балтийского флота) с помощью пулеметов, из которых стреляли поверх голов. А драгоценные вина вылили в Неву», — говорит Алмазов.

Шалаш Ильича в разливе

После большевистской попытки захвата власти 3—4 июля 1917 г. в Петрограде Временное правительство издало приказ об аресте более 40 видных большевиков, поэтому Ленин и его соратник Григорий Зиновьев 10 июля перебрались на берег озера Сестрорецкий Разлив под Петроградом. Несколько дней они жили в поселке Разлив, в сарае рабочего-революционера Николая Емельянова, затем из соображений безопасности — на другом берегу озера в шалаше, под видом финнов-косарей сена. В сентябре Ленин перебрался в Финляндию.

Сейчас за озером — музей, рассказывающий о последнем подполье Ильича. Здесь стоит шалаш из ветвей и травы, стог сена, которые ежегодно обновляют, и памятник-новодел «Сарай Емельянова». В 1927 г. там установили гранитный памятник — «Шалаш». Как рассказал нам сотрудник музея Борис Ривкин, косить траву Ильич кое-­как умел, так как лето проводил на даче в деревне, но особо не косил — этим занимался в основном Зиновьев. Среди экспонатов музея — закопченный чайник, в котором на костре Ленин и Зиновьев грели воду, коса, которой работал Ленин, его рубаха-косоворотка, кепка. Ривкин утверждает, что все вещи подлинные. Брюки и обувь Ленина не сохранились. Во время Великой Отечественной войны вблизи музея проходила линия фронта, у «Шалаша» красноармейцы принимали присягу, вручались награды отличившимся в боях. Знакомство с ленинской экспозицией стоит недорого: 80 рублей (20 грн) для россиян, вдвое больше для иностранцев.

Бревно было, но только одно

Самая большая загадка — знаменитое бревно, которое якобы нес Ленин на субботнике в Кремле в 1920 г. Есть фото, на котором 6 человек на фоне кремлевских стен держат уложенный на брусья ствол дерева, один из них сзади — Ленин. Есть много картин, где Ильич то несет древесину втроем со товарищи, причем там он уже шагает первым, то тащит один какой-то брус. Историк Сергей Мельгунов говорит, что снимок с шестью носильщиками подлинный, но сколько бревен — одно или более — перенес в тот день Ленин, установить невозможно. Судя по напряженной позе вождя, держать бревно ему тяжело, и вряд ли он таскал их десятками. Особенно учитывая, что тяжелое ранение вождя в 1918-м (его ранили в шею и руку). Поэтому снимок с большой вероятностью можно считать постановочным, сделанным специально для истории.

Пальнули не глядя

Главным символом революции «Аврора» оказалась случайно: с 1916 г. она находилась в ремонте на одном из заводов Петрограда и не могла дать «залп» как сигнал к штурму Зимнего дворца, поскольку весь боезапас с нее выгрузили в соответствии с инструкциями по безопасности. Просто ее экипаж, проникшийся идеями большевиков, помогал восставшим. Роль же корабля свелась к устрашению верных Временному правительству частей. Холостой выстрел «Авроры» сделали «сигналом о начале новой эры» ленинградские (так тогда назывался Санкт-Петербург) партработники к 30-летию Октября, чтобы получить денег на реставрацию крейсера. Затея удалась: через 110 лет после постройки от «Авроры» осталось лишь то, что выше ватерлинии, все что ниже — новодел. А настоящий проржавевший остов крейсера затопили у Сойкинского полуострова возле деревни Вистино под Питером.

Броневик и большевик

Броневик марки «Остин-Путиловец», с которого выступал Ленин, выслали большевики для встречи вождя на Финляндском вокзале, чтобы обеспечить безопасность (его могли арестовать по приказу Временного правительства как «немецкого шпиона»), утверждает завотделом Музея политической истории (бывший музей Октябрьской революции) Александр Смирнов. «Во дворе особняка балерины Матильды Кшесинской стоял бронедивизион, который принял сторону большевиков, — рассказывает Смирнов. — Логично, что машину отправили к вокзалу. Встреча с народом оказалась массовой, и Ленин не мог упустить случай, чтобы выступить перед собравшимися и призвать их к социалистической революции». В 1939 году, когда активно создавался культ Ленина, нашли такой же броневик и отдали в музей Октябрьской революции. Ильича на башне броневика у Финляндского вокзала установили еще в 1926 г. Именно поэтому он так известен.

Женева: йод и гроб

В Швейцарии Ленин бывал во многих городах. Приличный срок прожил в Женеве — причем о городе, в котором жил с 1903-го по 1905-й и в 1908 году, Ленин отзывался мерзко: «Ггустно, черт побеги, снова вегнуться в пгоклятую Женеву. У меня такое чувство, точно в ггоб ложиться сюда приехал». А ведь добрые женевцы увековечили вождя на одной из центральных площадей! Средневековую башню Молар украшает узнаваемый высоколобый профиль лежачего Ленина, появившийся здесь в 1921 году. Фигуру прикрывает сама Женева в образе женщины. А надпись гласит: «Женева — город изгнанников».

Ленинским и вообще русским местом Женевы являлось кафе «Ландольт» (Landolt), располагавшееся на rue de Candolle, 2 (сегодня тут то ли японский ресторан, то ли какое-то похожее кафе). В здешней пивной Ильич и видные деятели оппозиции царизма дико ссорились, вызывали друг друга на дуэли, демонстративно не здоровались и ходили пить пиво в разные залы. Как-то Ульянову пришлось выступать тут в не очень здоровом виде. Как вспоминает знаменитый революционер Владимир Бонч-Бруевич: «Накануне открытия съезда, когда Владимир Ильич ехал на велосипеде из своей квартиры к кому-то из нас, он на полном ходу упал, сильно ушибся: ударился лицом о камень, рассек бровь, повредил глаз, сильно зашиб руку и бок. Он кое-как добрался до врача, который оказал ему помощь. С некоторым опозданием с повязкой на глазу пришел он на съезд».

Не любил Ильич этот город и из-за врачей: однажды, приехав в Женеву, он сильно заболел. А супруга, Надежда Крупская, воспользовалась рекомендацией врача-большевика и измазала Ильича йодом. Это был последний раз, когда он лечился у врачей-партийцев, после этого он всегда пользовался услугами лучших мировых специалистов. О муках, когда его обмазали йодом, Ленин жаловался Горькому, узнав, что тот лечится у какого-то близкого к партии русского врача.

Посылки в Париж

В столице Франции Владимир Ильич прожил четыре года. Сначала Ульяновы перебивались в гостинице, а потом переехали в роскошную, просторную, светлую, с зеркалами над каминами, квартиру в доме № 24 по улице Бонье, у старинного парка Монсури. Ленин изображал из себя среднего парижанина: носил котелок и узкое пальто с бархатным воротничком. «Париж — город очень неудобный для жизни при скромных средствах, и очень утомительный»,— так он описал город своей матери. Хотя Ульяновы здесь не бедствовали: как известно из писем Крупской, они регулярно получали от родных посылки с «волжскими продуктами»: балыками, сёмгой, икрой. Второй парижский адрес вождя — улица Мари-Роз, 4, где Ленин жил до середины 1912 года. Эта квартира стала музеем. Но в 2000-м ее продала французская Компартия из-за отсутствия средств на содержание.

Мюнхен: пиво «народной воли»

В столице Баварии Ульянов впервые назвал себя Лениным. Следы вождя пролетариата в Мюнхене сохранились в самой знаменитой 400-летней пивоварне города — «Хофбройхаус» (Hofbräuhaus) на площади Platzl, 9. Здесь любил сиживать и Гитлер, и Моцарт, и австрийская императрица Сиси. Проживавший нелегально в Мюнхене на улице Кайзера около двух лет под именем Мейера Ленин, выпускающий здесь нелегальную газету «Искра», частенько заходил в пивную с женой. Об этом даже гласит надпись на сером столбе у входа. Крупская вспоминала, как они с Ильичом шутили, показывая на маркировку ресторана НВ на пивных кружках, будто это означает «Народная Воля».

Цюрих: колбаса и танцы

В Цюрихе ленинский домик по адресу Шпигельгассе, 14, входит в число достопримечательностей. Тут Ильич обитал более года с женой и тещей, о чем гласит скромная памятная доска на стене здания. Когда-то в этом районе осели мясники, и многие продолжали семейное дело. «Старый мрачный дом, — писала жена Ленина Надежда Крупская о своем «гнездышке» на третьем этаже этого дома. — Окна можно было отворять только ночью, так как в доме была колбасная, и со двора нестерпимо несло гнилой колбасой». Ленинские вечера отдавались на откуп ресторанчику «Кабаре Вольтер», располагавшемуся в двух шагах от квартиры. В нем регулярно устраивались абсурдистские представления с танцами, декламацией стихов, музыкой.

Любовь и партшкола Лонжюмо

Есть под Парижем, в 15 км от города, местечко Лонжюмо. Его Ленин присмотрел, катаясь на велосипеде в предместьях Парижа. Здесь он поселился с Крупской в комнате на первом этаже, в доме на улице Grande-Rue, 91. Жили «в квартире без малейшего садика и даже двора», как характеризовала ее супруга вождя. Здесь Ильич умудрился открыть первую партийную школу большевиков! При ней были организованы «биржа труда» для политэмигрантов, касса взаимопомощи, русская столовая, читальня, клуб рабочих. В городке не было своего участкового полицейского, что было удобно для конспирации.

В этой школе преподавала любовь Ильича — Инесса Арманд (настоящее имя Элизабет Пешо д’Эрбенвилль), парижанка, дочь британского оперного певца Теодора Стефана и французской актрисы и оперной дивы Натали Вильд. С 39-летним Лениным она познакомилась в 35 лет в Париже, на похоронах Поля и Лауры Лафарг — дочери и зятя Маркса, покончивших жизнь самоубийством. В апреле 1917 года приехала в Россию с Лениным в одном купе пломбированного вагона. Воевала в Москве в октябре-ноябре 1917 года, затем стала председателем Московского губернского совнархоза. Умерла от холеры в Беслане, похоронена в братской могиле на Красной площади в Некрополе у Кремлевской стены.

: https://www.segodnya.ua
-1
Комментарии 0 Просмотров 12.8K

Внимание! Комментарии нарушающие правила сайта, будут удалены

Войти через:
Odnoklassniki Yandex