Мари - последние язычники Европы
Финно-угорский народ мари насчитывает около 680 000 человек, проживают в основном в Республике Мари Эл (Россия).
Только 15 процентов населения республики утверждают, что следуют старым верованиям, и только 45 процентов населения из примерно 680 000 на самом деле являются мари (большинство составляют этнические русские), в результате чего число настоящих язычников примерно 45 900.
Если учесть мари, проживающих вне Республики Мари Эл и придерживающихся старой веры, в общей сложности наберется примерно 90 000 язычников.
Народ мари
Язычники - термин, который первоначально использовали римские христиане для всех народов, следовавших в своих верованиях многобожию, постепенно в Средневековой Европе стали называть язычниками всех нехристиан, даже евреев и мусульман.
Мари-язычники имеют современную систему верований, но их вера - дохристианское многобожие, хоть и значительно изменилась со временем.
Мари живут на излучине Волги, номинально большая часть из них была обращена в христианство в 16 веке, после завоевания земель при Иване Грозном. Это не помешало им тайно соблюдать свои языческие обряды.
Марийские православные монахи и послушники, 1894
Мари - анимисты, то есть обожествляют не только людей и животных, но и неодушевленные предметы. Для них весь мир населен бесчисленными божествами и духами скал, рек, деревьев, ветра и т.д. Под влияние христианства и мусульманства к середине 18 века
они стали прославлять Куго Джумо, как главное свое божество.
И все таки традиционно для мари большое значение имеют многочисленные духи домашнего очага, умерших родственников, к которым они обращаются во время молитв.
Марийские обереги - Музей культур (Хельсинки)
Рядом с каждой деревней была священная роща, где приносились жертвоприношения в виде убитых животных, чтобы задобрить духов и получить защиту или просто умиротворить духов.
Мари-язычники сумели сохранить свою веру, будучи обращенными в христианство, благодаря тому, что у них не было ежедневных молитв, церковных служб, к своим божествам они обращались только для решения конкретных проблем.
Марийские языческие священники.
К 1860-м и 1870-м годам традиционная марийская вера претерпела изменения, Куго Джумо стал верховным божеством и поклонение ему стало предпочтительным.
Новое евангельское движение - «Куго Сорта» (Великая Свеча) - повлияло на образ жизни мари, внушая им необходимость жить «чисто» и «без греха», отвергая табак, алкоголь и кофеин. Оно также положило конец кровавым жертвам, вместо убитой лошади жертвовался торт в форме лошади.
Женская брошь, Мари, центральная Россия - Музей культур (Хельсинки)
Изоляция мари подходила к концу, так как леса вокруг Волги неуклонно заселялись охотниками и лесорубами. Дороги открывали сельские общины для миссионеров, русские крестьяне заселяли деревни в окрестностях. Вскоре последовала официальная кампания «русификации» с подавлением марийского языка и преподаванием русского православного богослужения.
Марийская экспозиция (часть финно-угорской экспозиции «Эхо Урала» («Ууралы Кая»). Эстонский национальный музей.
В 1890 году мари продемонстрировали свои убеждения на Казанской научно-промышленной выставке и написали письма царю, заверяя его, что в их вере нет ничего дурного.
По их мнению, это был единственный способ, чтобы их религия имела шанс на выживание, но противостояла Русская Православная Церковь.
Мари из Царевококшайского уезда Казанской губернии Российской империи
Во время революции верования мари попали под запрет.
Гора Черемис (мари)
Самые стойкие мари собирались по ночам, чтобы проводить свои обряды. В результате появились легенды о том, что мари колдуют, насылая на людей порчи и прочие несчастья.
С распадом Советского Союза в 1991 году марийское язычество пережило период возрождения. Несмотря на то, что по сравнению с другими религиями, сторонников язычества очень мало, марийская религия признана наряду с христианством и исламом. 300 священных рощ и святых мест получили статус охраняемых, жертвоприношения разрешены.
Народный ансамбль, Марий Эл.
Языческие священники активно участвуют в политике и защите окружающей среды.
Только 15 процентов населения республики утверждают, что следуют старым верованиям, и только 45 процентов населения из примерно 680 000 на самом деле являются мари (большинство составляют этнические русские), в результате чего число настоящих язычников примерно 45 900.
Если учесть мари, проживающих вне Республики Мари Эл и придерживающихся старой веры, в общей сложности наберется примерно 90 000 язычников.
Народ мари
Язычники - термин, который первоначально использовали римские христиане для всех народов, следовавших в своих верованиях многобожию, постепенно в Средневековой Европе стали называть язычниками всех нехристиан, даже евреев и мусульман.
Мари-язычники имеют современную систему верований, но их вера - дохристианское многобожие, хоть и значительно изменилась со временем.
Мари живут на излучине Волги, номинально большая часть из них была обращена в христианство в 16 веке, после завоевания земель при Иване Грозном. Это не помешало им тайно соблюдать свои языческие обряды.
Марийские православные монахи и послушники, 1894
Мари - анимисты, то есть обожествляют не только людей и животных, но и неодушевленные предметы. Для них весь мир населен бесчисленными божествами и духами скал, рек, деревьев, ветра и т.д. Под влияние христианства и мусульманства к середине 18 века
они стали прославлять Куго Джумо, как главное свое божество.
И все таки традиционно для мари большое значение имеют многочисленные духи домашнего очага, умерших родственников, к которым они обращаются во время молитв.
Марийские обереги - Музей культур (Хельсинки)
Рядом с каждой деревней была священная роща, где приносились жертвоприношения в виде убитых животных, чтобы задобрить духов и получить защиту или просто умиротворить духов.
Мари-язычники сумели сохранить свою веру, будучи обращенными в христианство, благодаря тому, что у них не было ежедневных молитв, церковных служб, к своим божествам они обращались только для решения конкретных проблем.
Марийские языческие священники.
К 1860-м и 1870-м годам традиционная марийская вера претерпела изменения, Куго Джумо стал верховным божеством и поклонение ему стало предпочтительным.
Новое евангельское движение - «Куго Сорта» (Великая Свеча) - повлияло на образ жизни мари, внушая им необходимость жить «чисто» и «без греха», отвергая табак, алкоголь и кофеин. Оно также положило конец кровавым жертвам, вместо убитой лошади жертвовался торт в форме лошади.
Женская брошь, Мари, центральная Россия - Музей культур (Хельсинки)
Изоляция мари подходила к концу, так как леса вокруг Волги неуклонно заселялись охотниками и лесорубами. Дороги открывали сельские общины для миссионеров, русские крестьяне заселяли деревни в окрестностях. Вскоре последовала официальная кампания «русификации» с подавлением марийского языка и преподаванием русского православного богослужения.
Марийская экспозиция (часть финно-угорской экспозиции «Эхо Урала» («Ууралы Кая»). Эстонский национальный музей.
В 1890 году мари продемонстрировали свои убеждения на Казанской научно-промышленной выставке и написали письма царю, заверяя его, что в их вере нет ничего дурного.
По их мнению, это был единственный способ, чтобы их религия имела шанс на выживание, но противостояла Русская Православная Церковь.
Мари из Царевококшайского уезда Казанской губернии Российской империи
Во время революции верования мари попали под запрет.
Гора Черемис (мари)
Самые стойкие мари собирались по ночам, чтобы проводить свои обряды. В результате появились легенды о том, что мари колдуют, насылая на людей порчи и прочие несчастья.
С распадом Советского Союза в 1991 году марийское язычество пережило период возрождения. Несмотря на то, что по сравнению с другими религиями, сторонников язычества очень мало, марийская религия признана наряду с христианством и исламом. 300 священных рощ и святых мест получили статус охраняемых, жертвоприношения разрешены.
Народный ансамбль, Марий Эл.
Языческие священники активно участвуют в политике и защите окружающей среды.