Крупнейшая трагедия в СССР - взрывы на складах боеприпасов в Североморске (6 фото)

Крупнейшая трагедия в СССР - взрывы на складах боеприпасов в Североморске (6 фото)
17 мая 1984 года в Североморске случилась одна из крупнейших трагедий эпохи СССР. В первые минуты и часы событий многие думали о начале Третьей Мировой из–за характерных "грибов" возникших над городом.
По официальной версии 17 мая 1984 года в городе Североморск, на главной ракетно–технической базе Северного флота, в воинской части 63976, произошли взрывы на складах ракетного оружия. Форма и мощность взрывов были идентичны трем ядерным ударам. Северный флот мгновенно лишился 50 процентов ракетного вооружения, трагедия унесла, по разным подсчетам, 200–300 жизней. Большинство погибших были техники, которых отправили прямо в огонь для безуспешной попытки разбора и обезвреживания боеприпасов. Пожар начался еще 13 мая на складах базы Окольная из–за неправильного хранения боеприпасов.

Был весенний мирный день. В 18 часов большинство офицеров и мичманов возвращались по домам после напряженной службы.

В 18. 15 был замечен дым на технической территории в.ч. 63976. Старший офицер соседней части позвонил оперативному дежурному в.ч. 63976 капитану третьего ранга Виктору Садовлахову, тот ответил, что знает о пожаре и принимает меры, через 25 минут, при первом большом взрыве , погибнет он, караульный матрос Рамиз Джабраилов, и несколько караульных тушащих пожар..

В 18. 35, с горящей территории самопроизвольно взлетают ракетоносители без боевых частей . Они выписывают затейливые пируэты в воздухе и падают в скалах на расстоянии полтора километра от склада. В Североморске люди стоят перед входом в парк . Они наблюдают за фейерверком. Сбежалось много детворы. В 18.43 следует первый большой взрыв в месте пожара. Ударная волна заставляет зрителей упасть на землю и искать укрытие. Первый взрыв произошел на складе, где хранилось около 500 боеголовок для зенитных ракет.

Через несколько минут после первого большого взрыва была объявлена боевая тревога по Северному флоту «Боеготовность № 1. Фактически!». Подобная форма боевой тревоги объявляется только в случае начала войны. Так и было передано на все береговые посты наблюдения, а с них и на корабли в море. Так же было объявлено: опасность химического поражения. Произведена эвакуация КП флота в скалу. «Скала», это специальный пункт управления флотом, на случай ядерной войны.



Было три сильных взрыва, и множество незначительных.

Из рассказа очевидца , дословно: «когда пожар начался, срабатывали двигатели ракет, ну и они над сопкой взлетать стали. Пачками. Зрелище офигенное было! Мини салют типа... И народ (нет, чтобы сваливать!!:) ) пачками стоял на улице и лупоглазил. Пока второй взрыв не шарахнул. Кстати, впечатление было жуткое — когда над городом вырастает нечто сильно похожее на гриб... И так несколько раз... Многие думали, что 3-я МВ таки случилась.»

После первого взрыва и объявления боевой тревоги «Боеготовность № 1. Фактически!», корабли в срочном порядке начали выходить в море. Все нормативы времени выхода по боевой тревоге перекрыты вдвое. У причала остался крейсер «Киров» . Все противовоздушные системы корабля были приведены в готовность для уничтожения воздушных целей, на случай если ракеты со складов полетят на город. На некоторых кораблях матросы отдыхающей вахты в трусах и тельняшках занимают места на железных креслах зенитных установок. Не смотря на холодную погоду, ни один из них не покинул боевой пост до отбоя тревоги.

У 17-го причала стояла атомная подводная лодка под погрузкой, и в момент первого взрыва ядерная ракета была в стадии погрузки в шахту ( с ядерной боеголовкой лежала на причале). Погрузка была осуществлена в кратчайшее время. Еще один подводный атомоход, который при взрыве стоял у самой базы Окольной, отведен буксирами в море.

После второго взрыва большая часть домов Североморска осталась без стекол. Штаб флота потерял все стекла в окнах. Рухнул стеклянный планшет размером три на десять метров с оперативной информацией фактического расположения кораблей, подводных лодок и самолетов. Большие стекла дома торговли одновременно отошли от стен на метр и рухнули вниз. На седьмой школе просела крыша.

Первая пожарная машина, въезжающая в зону пожара была уничтожена взрывом. Свидетели наблюдали куски красного металла и колеса от машины в воздухе.


Часть личного состава в.ч. 63976 с офицерами по тревоге, с боевым оружием, выдвигаются на техническую территорию, к месту взрывов и пожара и принимают участие в тушении пожара.


Ветер, дующий от города, относит ядовитое облако взрыва в сторону моря. Это обстоятельство спасло город от тяжелейших последствий контакта с ядовитыми продуктами сгорания ракетного топлива.

Очевидец писал: «Жил тогда на ул.Сафонова, 25. Делал уроки (мне 17 лет тогда было). С некторым интервалом прошли 2 пуска ракет (как мне тогда показалось). Позвонил знакомый из 12-этажки напротив и сказал, что боевые корабли уходят от причалов и рассосредотачиваются по заливу. Заинтересовался. Взял бинокль и с окна стал рассматривать место , откуда ушли ракеты. Это место как раз было видно в просвет между 11 и 9 домом по ул. Сгибнева. Успел увидеть только густой черный дым, крыши пожарных машин (кажется даже «ураганы» с аэродрома) и мелкие взрывы. Потом все это «подпрыгнуло» и из «под земли» стал появляться огненный пузырь, в секунду превратившийся в очень яркую вспышку (Голливуд отдыхает). От яркого света закрыл глаза. После успел увидеть растущий гриб, и что взрывом выбросило несколько деформированных ракет с поврежденными или прогоревшими корпусами. Потом , дошла взрывная волна и меня сбросило с окна на пол (окно было открыто). Этой же волной вышибло входную дверь в квартиру, причем обе (в этих домах они двойные) .
Зашла соседка , жена адмирала, сказала что позвонил ее муж и сказал чтобы мы и соседи оставили отрытыми окна и двери и отошли подальше домов, и что самое страшное уже позади. Что я и сделал. Половина людей из нашего подъезда ушло по ул.Сгибнева к ТЭЦ. Там меня застал второй взрыв. Я машинально отвернулся и хорошо видел как по ул. Сгибнева и ул. Ломоносова прошла взрывная волна — вылетали стекла в окнах. Вечером «Свобода» говорила о возможных десятках тысячах погибших, глушили их по полной. Через 1-1.5ч после второго взрыва пошли звонки по межгороду: «Живы ли мы?».

Радиационный фон был нормальный , но гражданское население об этом еще не знало. Большая колонна легковых машин движется в сторону Мурманска. Матери отдавали детей незнакомым людям с просьбой вывезти их из города. Указаний на КПП о закрытии выезда сразу не было. Через некоторое время на КПП между Североморском и Мурманском был выслан комендантский взвод и взвод морской пехоты для проверки документов у военнослужащих покидающих гарнизон.


Непосредственно в момент событий , без специальной команды, была задействована фотогруппа и велась запись событий, но все эти материалы вместе с отчетом были переданы потом представителям особого отдела флота.

К утру пожар героическими усилиями пожарных был локализован. Окончательно пожар на складах потушили за 5 дней. Въезд в город был закрыт. К счастью, остались невредимыми ядерные заряды, которые содержались там же, на Окольной. И хотя специалисты говорят, что взорваться они в принципе не могли (таковы условия их хранения), существовал риск «грязного» заражения территории. Впрочем, жителям Североморска откровенно повезло, что ветер, дувший от города, унес ядовитое облако, образовавшееся в результате сгорания ракетного топлива. При неблагоприятном стечении обстоятельств жертвами химического заражения могли стать тысячи людей.

На следующий день над зоной пожара летал вертолёт с главнокомандующим Устиновым.

Сразу после этого ЧП был снят с должности адмирал ВМФ — Зам. Командующего СФ адмирал Кругляков, (он на этот момент оставался за Командующего). А вскоре был "убран" командующий СФ адмирал Михайловский, герой Советского Союза, доктор военных наук.

Официальная версия расследования причин пожара — курение в неположенном месте. От окурка загорелся сухой мох, который привел к распространению огня. Виновные были осуждены. Но эксперты выражали сомнение в реальности такой версии. Количество погибших в официальных источниках найти не удалось. В неофициальных источниках называют цифры от 7 до 200 погибших.

Уникальность ситуации взрыва на Окольной в том, что пожар и взрыв ракетных складов смоделировал ситуацию начала ядерной войны. Взрывы были очень похожи на ядерные по форме и мощности. Была объявлена «Боеготовность № 1. Фактически!» по всему Северному флоту, которая объявляется только в начале войны.

Катастрофа на складах ракетного вооружения показала слабые стороны хранения ракет ,организации гражданской обороны , эвакуации населения, подготовки бомбоубежищ, информированности населения о действиях на случай войны.
+53
Комментарии 5 Просмотров 35K

Внимание! Комментарии нарушающие правила сайта, будут удалены

  1. алексей
    алексей 7 ноября 2017 09:47 -1

    База Бунчука. Так (вроде бы) звали командира этого склада (базы). Летом 1984 года я еще не служил, и как то ночью, (а 2 часа ночи в Подмосковье - это ночь темная)  по "вражьему"радио было сообщение что что-то в Североморске рвануло. На следующий год меня призвали на СФ.Так старослужащие с части рассказывали что играли в волейбол до двух-трех часов ночи (полярное лето ведь!) и тут ракееты полетели! Боевая тревога, все такое...Наша часть была - химсклады в Росляково.  Потом на эту базу отправляли "залетчиков" - мусор и обломки расгребать. Хуже дисбата было.

    1. Юрий
      Юрий 19 февраля 2018 08:26 0

      Когда не знаешь, не ври "карась", мы просто всё устранили, ....хуже дисбата...... брехло(( все у нас там было нормально. Бунчука жаль. Хороший был командир!

  2. Юрий
    Юрий 19 февраля 2018 08:08 +1

    Полная брехня. Погиб 1 человек. Я лично служил в этой части, в это время. Вот так делаются лживые сенсации. Автор - ты ничтожество. Полный тупой ноль.

     

  3. Александр
    Александр 6 апреля 2019 21:29 0
    Брехню не увидел. Инфа о том, что случилось до личного состава дошла скудной, без подробностей - в то время много о чрезвычайных ситуациях не болтали и не писали. Особенно о тех, что в закрытых городах и стратегических объектах. Я в тот вечер на камбузный наряд заступил (карасём был - год ещё отслужил). Доставали с кормовых холодильников продукты, когда зазвенело. А когда обычных три коротких не услышали... "Ребят, вроде боевая..." пулями по постам, всё побросав. Я с КТАРК "Киров", который остался у стенки, готовый к стрельбе. Так шустро с базы в Кольский пролив корабли не сваливали не до, ни после. Даже вросшие в причал. На сопке дымило конечно долго. Слава Богу, обошлось без массовых жертв. То, что рассказывали потом офицеры - со статьёй совпадает. Некоторых фактов не знал. Автору спасибо за информацию.
  4. Владимир
    Владимир 14 мая 2020 01:26 0
    Стоял в очереди в кафе на территории части. когда начались взрывы на тех.территории на сопках. был и гриб как ядерный. вбегает какой-то офицер и кричит чтобы прекращали торговлю - на мне и закончили. Вылетели все стёкла в казарме. хотя она была внизу. а склады где рвалось сверху и взрывная волна соответственно верхом прошла. но тем не менее даже внутренняя стена в столовой. где мы только закончили декоративную мозаику класть- завалилась. а в городе через залив километров пять по прямой в домах стёкла вылетели. На следующий день был на станции ГСМ на верху. где всё и происходило и дежуривший там круглосуточно старший товарищ( не пострадавший) показывал упавшие стартовые части от ракет. чудом не попавшие в его "заправку". Многие офицеры драпали с семьями на машинах. кто понимал чем это грозит. но до баллистики вроде не дошёл пожар. а погибли кажется два моряка из роты охраны ибо был уже вечер и не работали. хотя по "Голосу" вроде говорили про восемьсот...Поснимали всех до командующего.
Войти через:
Odnoklassniki Yandex