Жизнь крупного ресторана в лихие 90-е
Очередной виток моей карьеры привел меня на работу в ресторан. Так получилось, что бабушка моя жила на рублевке в маленькой, почти никому не известной деревне Жуковка. Народ поушлее уже начал скупать в этом дивном, чистом уголке Подмосковья, участки и строить там невообразимые коттеджи, замки и виллы.
Первый понял перспективу Аркадий Новиков. На площади вместо Кафе "Жуковка", где стоял огромный самовар, делали кофе на песке, и можно было что-то перекусить за железную мелочь в кармане. Открывает огромный ресторан "Царская охота". Я, в то время как раз ошивался там, гулял, бухал, купался, пропадал на речке, в общем, занимался тем, чем может заниматься молодой пацан в девятнадцать лет.
Ресторан открылся и я, увидев объявление ломанулся устраиваться. Виду меня был лихой и придурковатый, да и морда рязанская, так что меня взяли без вопросов и даже без опыта работы. Как во всех крупных ресторанах, все начинают работу с помощника официанта. У нас исключений не делали даже старожилы со стажем 10 -15 лет, прошедшие МШМО, ресторан «Прага» и кремлевские банкеты, начинали с помощников, но быстро переходили в официанты. Так как ресторан был новый мой переход в официанты, занял две недели.
Впоследствии надо было отработать, не меньше чем полгода в помощниках, для этого. Дедовщина была, будь здоров! Учили и гоняли нас, очень крепко. Штрафовали безбожно, если вовремя не поменяешь пепельницу, после первого бычка, штраф был десять долларов, а придирок было много! Нам грех было жаловаться. Люди, которые ходили в этот ресторан, оставляли хорошие чаевые. "Царская охота" очень быстро стала самым популярным местом Москвы. У нас обедали все, начиная с артистов и звезд эстрады, заканчивая Ельциным и Жаком Шираком. Михалков очень любил приводить зарубежных гостей к нам в ресторан. На мою смену, пришлось повидать и Рода Стюарта и Тину Тернер и на бородатого Роберта Де Ниро, чуть поднос с грязной посудой не перевернул, звезд хватало. Работали мы весело и с огоньком, два через два, с 11 утра до часа ночи, мне проще приходилось, после смены можно было на даче остаться, а вот ребятам между сменами приходилось в Москву возвращаться. Веселья добавлял зам. директора, который после смены любил устраивать "разбор полетов" а потом еще долго рассказывать, как он сам работал и к чему нам, неучам надо стремиться. После целого дня проведенного на ногах, это выглядело издевательством. Терпели.
Много отсеивалось новеньких, которые не пережили работу в помощниках. Помню, пришел здоровый, крепкий парень, только отслуживший в пограничных войсках, один день продержался. Склад характера надо было иметь особенный. Мы своих помощников не обижали, хоть к чаевым их не подпускали, но денег всегда им давали достаточно. При желании помощник за полгода работы, мог купить автомобиль. Официанты чувствовали себя еще вольготнее, кто скупал акции, кто покупал аппаратуру Hi-End , кто одевался от кутюр, а потом приходил на работу и переодевался в красную косоворотку, зеленые шаровары и красные сапоги. Было нормально выслушивать в курилке о покупке обуви за пятихатку зеленых и о том, что потом обмыли покупку на косарь. Все работали по-разному, кто-то мутил, а большинство работало за чаевые и так хватало с избытком.
Была у нас «телега» шведский стол, его жалкое подобие можно увидеть в сети кафе «елки-палки», у нас выбор и качество было на несколько порядков богаче, с красной и белой рыбой, и отличным набором закусок. Был и колоритный помощник шеф повара, здоровенный дядька под два метра ростом с усами и якорем на руке, которого «за глаза» мы звали боцманом, похожий на персонажа из сериала «Кухня». Как то стоим, смотрим, как гости подходят к телеге и набирают закуски, накладывая их с горкой, в три ряда, превращая все в месиво из десятков разносолов в огромные основные тарелки. (Надо учитывать, что к столу можно было подходить сколько угодно раз.) Слышу, матерится себе под ус, представляю, как ему было обидно, когда его работу превращали в такой корм для свиней. Видел и обратное, как маленькая девочка 6-7 лет, так искусно управлялась ножом и вилкой, поедая блины с икрой, что просто диву даешься. Культура питания, как и народ ходивший к нам, была очень разная.
Особенно мы не любили обслуживать наших звезд эстрады, почти никогда не оставляли чаевых, хотя чаще они приходили в большой компании и сами не платили, тогда могло обломиться. Были исключения, на моей памяти это Дима Маликов и Леонид Парфенов, нормальные, вежливые люди, без налета звездности, очень приятно было с ними общаться и обслуживать. Да, достаточно еще было нормальных и еще больше чудных публичных персонажей, всех сейчас не упомнишь. Особенно порадовала певица, которая пела про Гималаи, ее лошадиный смех слышно было с любого конца ресторана, а он очень не маленький, потом ее всегда сажали в банкетном зале. Случайно ухватил часть их разговора с подругой, так у меня сложилось впечатление, что интеллект у них на двоих, как у песочных часов.
Олигархов, почему то особо заметно не было, хотя кушали все, но тихо без «помпы», их можно было отличить по соседним столикам, занятым ребятами в черных костюмах, мрачно жующих и смотрящих по сторонам.
Зато заметны были бандиты, недавно поднявшиеся и любящие покуражится и поиздеваться над официантами. По-разному глумились и за чаем для каждого по пять раз гоняли и ложки горячие меняли. Но мы быстро учились и на провокации не поддавались! Особенно хорош был трюк с чайной ложкой. Черенок ложки нагревали зажигалкой, и отдавали растяпе официанту, типа упала, поменяйте, потом вся компания весело ржала, как бедняга размахивает руками от боли.
Коллектив у нас был дружный, часто вместе отдыхали, весело, как тогда полагалось, сауны, девочки, бары или просто после смены шли в корчму «У Макса» через дорогу от ресторана и там зажигали, а чаще всего заныкавшись в коморке «Чипа и Дейла» (двух работяг, которые исполняли роль мастеров на все руки, при ресторане) набрав закусок с телеги отданную нам на закуску после закрытия, мирно отдыхали после работы, пока помощники убирали позиции.
Работать было тяжело, за день мы в среднем проходили километров двадцать, но оно того стоило, при мне за два года работы самостоятельно оттуда ушло только несколько человек. Чаще просто увольняли. Позже ушел и я, тоже сам, как всегда «вовремя», как раз перед кризисом, когда рубль обесценился.