Гениальный изобретатель саксофона Адольф Сакс (8 фото)
Фамилия талантливого бельгийского потомственного изобретателя духовых музыкальных инструментов навсегда увековечена в названии короля джаза. Однако сам автор этого чарующего волшебства именовал его офиклеид. Новый инструмент так понравился композитору Гектору Берлиозу, что он предложил назвать его саксофоном (фамилия изобретателя + «фон» в переводе с греческого – звук). 6 ноября, в 199-ю годовщину со дня рождения Адольфа Сакса, поговорим о его таланте.
Адольф (Антуан-Джозеф) Сакс появился на свет в Динане 6 ноября 1814 года в семье ремесленника Шарля-Жозефа, занимавшегося изготовлением духовых музыкальных инструментов, которые пользовались большой популярностью. Расширение мелкого бизнеса позволило отцу большого семейства (11 детей) переехать в столицу Брюссель. А в 1818 году его талант был одобрен королем басков, который дал Шарлю высокую должность – придворный мастер музыкальных инструментов. Отныне Сакс снабжает своими экземплярами оркестры бельгийских полков.
Вид на Динан сверху
Способности к конструированию и поиску новых форм передались его старшему сыну Антуану, который прекрасно музицировал на флейте и фортепиано, подпевая в такт. Он любил торчать в мастерской отца и наблюдать за рождением чуда. А какое было счастье попробовать самому поучаствовать в этом процессе! В 12-летнем возрасте Антуан уже мог как заправский мастер отлить, заточить и отшлифовать клапаны, собрать правильно детали, подогнать трубки валторны. А в 16 лет уже участвует вместе с отцом в выставке, где впервые представил тщательно отделанные им две флейты и кларнет из слоновой кости.
Здание Брюссельской консерватории в наши дни
Чтобы понять природу звуков и усовершенствоваться в музыкальной грамоте, юный Сакс поступает в брюссельскую консерваторию, где научился играть на кларнете, что позволило ему впоследствии настраивать музыкальные инструменты своего отца. А умение музицировать помогло ему в рекламе изготовленной продукции. Перед 20-летним Саксом открылась широкая перспектива стать профессиональным музыкантом, дирижером, педагогом, но он решил продолжить семейный бизнес, тем более что отец поручил ему руководство своими мастерскими.
Первые серьезные шаги в области конструирования духовых инструментов молодой Сакс сделал именно тогда.
Сначала он решил усовершенствовать кларнет, снабдив имеющуюся модель in B немецкой системы четырьмя клапанами, удобно расположив их на стволе инструмента, который зазвучал по-иному, более богато. В 1835 году кларнет Сакса был продемонстрирован на Брюссельской промышленной выставке, а самого автора наградили Почетной грамотой. В 1840-м он получил патент на это изобретение, но музыкальный инструмент мало прижился.
Путь к саксофону лежал через усовершенствование бас-кларнета. По-другому расположив звуковые отверстия, добавив клапан передувания, изменив форму инструмента на плавную, перетекающую «S» и сделав корпус из металла, изобретатель добился однородности и более широкого диапазона звуков, складывающихся в легкую музыку. Верхняя часть инструмента теперь венчалась съемным деревянным мундштуком с тростью.
Сакс решается точно так же усовершенствовать и фагот, преобразовать английский рожок, разрабатывает приспособление для фортепиано, с помощью которого можно было бы быстро перестраивать регистры.
Слава Сакса постепенно росла, до своего отъезда в Париж он запатентовал шесть авторских изобретений. Но тот и не думал останавливаться на достигнутом. У него возникла новая дерзновенная идея сотворить музыкальное чудо с совершенно особым голосом – создать такой музыкальный инструмент, «который не мог бы заглушить слабых, но и был наравне с сильными». Его Сакс назвал офиклеид. Этот инструмент, собранный в 1842-м, и стал самым оригинальным изобретением, самым жизненным и востребованным, особенно в джазе.
Однако при жизни Сакса консервативно настроенные музыканты были оппозиционно к нему настроены и были против того, чтобы выскочка-изобретатель играл в их оркестре на своем бас-кларнете. Единственным человеком, кто помог популяризировать саксофон, стал Берлиоз. Характеризуя талант изобретателя, композитор так пишет о Саксе: «Это человек проникновенного, цепкого, светлого ума, настойчивый и твердый в любом испытании. Он одновременно математик, акустик, чеканщик, литейщик и токарь. Он умеет и думать, и делать - выдумывает и сам же выполняет». А музыкальный инструмент, изобретенный мастером, привел Берлиоза в полнейший восторг: «…я не знаю ни одного инструмента низкого регистра, который мог бы в этом отношении с ним сравниться. Саксофон – это инструмент с полным, приятно вибрирующим, огромным по силе и хорошо поддающимся смягчению звуком. Он значительно превосходит, на мой взгляд, низкие звуки офиклеида в отношении их точности и устойчивости. К тому же характер звучания саксофона совершенно необычен и непохож ни на один из тембров, которые можно услышать в современном оркестре, если не считать в какой-то степени низкие звуки ми и фа бас-кларнета. Благодаря наличию трости саксофон может легко усиливать и ослаблять звучание. В верхнем регистре он воспроизводит волнующие и вибрирующие звуки, которые можно было бы успешно использовать для усиления мелодической выразительности».
Саксофон был запатентован в 1846 году. Благодаря Берлиозу инструмент стал широко известен. Сакс получил заказы на изготовления из разных стран, в том числе и из России. В парижский период Сакс изобрел еще сакструбы и саксгорны, тубу, получив порядка 35 авторских свидетельств, а также преподает в консерватории курс игры на саксофоне и пишет пособия.
Слава породила зависть конкурентов Сакса – они обвинили гения в плагиате. Судебные дрязги не только повредили его бизнесу, практически оставив ни с чем, но и подорвали здоровье. Знаменитый изобретатель саксофона скончался в возрасте 80 лет и похоронен на кладбище Монмартра.
Автор: Наталья Ханина
Адольф (Антуан-Джозеф) Сакс появился на свет в Динане 6 ноября 1814 года в семье ремесленника Шарля-Жозефа, занимавшегося изготовлением духовых музыкальных инструментов, которые пользовались большой популярностью. Расширение мелкого бизнеса позволило отцу большого семейства (11 детей) переехать в столицу Брюссель. А в 1818 году его талант был одобрен королем басков, который дал Шарлю высокую должность – придворный мастер музыкальных инструментов. Отныне Сакс снабжает своими экземплярами оркестры бельгийских полков.
Вид на Динан сверху
Способности к конструированию и поиску новых форм передались его старшему сыну Антуану, который прекрасно музицировал на флейте и фортепиано, подпевая в такт. Он любил торчать в мастерской отца и наблюдать за рождением чуда. А какое было счастье попробовать самому поучаствовать в этом процессе! В 12-летнем возрасте Антуан уже мог как заправский мастер отлить, заточить и отшлифовать клапаны, собрать правильно детали, подогнать трубки валторны. А в 16 лет уже участвует вместе с отцом в выставке, где впервые представил тщательно отделанные им две флейты и кларнет из слоновой кости.
Здание Брюссельской консерватории в наши дни
Чтобы понять природу звуков и усовершенствоваться в музыкальной грамоте, юный Сакс поступает в брюссельскую консерваторию, где научился играть на кларнете, что позволило ему впоследствии настраивать музыкальные инструменты своего отца. А умение музицировать помогло ему в рекламе изготовленной продукции. Перед 20-летним Саксом открылась широкая перспектива стать профессиональным музыкантом, дирижером, педагогом, но он решил продолжить семейный бизнес, тем более что отец поручил ему руководство своими мастерскими.
Первые серьезные шаги в области конструирования духовых инструментов молодой Сакс сделал именно тогда.
Сначала он решил усовершенствовать кларнет, снабдив имеющуюся модель in B немецкой системы четырьмя клапанами, удобно расположив их на стволе инструмента, который зазвучал по-иному, более богато. В 1835 году кларнет Сакса был продемонстрирован на Брюссельской промышленной выставке, а самого автора наградили Почетной грамотой. В 1840-м он получил патент на это изобретение, но музыкальный инструмент мало прижился.
Путь к саксофону лежал через усовершенствование бас-кларнета. По-другому расположив звуковые отверстия, добавив клапан передувания, изменив форму инструмента на плавную, перетекающую «S» и сделав корпус из металла, изобретатель добился однородности и более широкого диапазона звуков, складывающихся в легкую музыку. Верхняя часть инструмента теперь венчалась съемным деревянным мундштуком с тростью.
Сакс решается точно так же усовершенствовать и фагот, преобразовать английский рожок, разрабатывает приспособление для фортепиано, с помощью которого можно было бы быстро перестраивать регистры.
Слава Сакса постепенно росла, до своего отъезда в Париж он запатентовал шесть авторских изобретений. Но тот и не думал останавливаться на достигнутом. У него возникла новая дерзновенная идея сотворить музыкальное чудо с совершенно особым голосом – создать такой музыкальный инструмент, «который не мог бы заглушить слабых, но и был наравне с сильными». Его Сакс назвал офиклеид. Этот инструмент, собранный в 1842-м, и стал самым оригинальным изобретением, самым жизненным и востребованным, особенно в джазе.
Однако при жизни Сакса консервативно настроенные музыканты были оппозиционно к нему настроены и были против того, чтобы выскочка-изобретатель играл в их оркестре на своем бас-кларнете. Единственным человеком, кто помог популяризировать саксофон, стал Берлиоз. Характеризуя талант изобретателя, композитор так пишет о Саксе: «Это человек проникновенного, цепкого, светлого ума, настойчивый и твердый в любом испытании. Он одновременно математик, акустик, чеканщик, литейщик и токарь. Он умеет и думать, и делать - выдумывает и сам же выполняет». А музыкальный инструмент, изобретенный мастером, привел Берлиоза в полнейший восторг: «…я не знаю ни одного инструмента низкого регистра, который мог бы в этом отношении с ним сравниться. Саксофон – это инструмент с полным, приятно вибрирующим, огромным по силе и хорошо поддающимся смягчению звуком. Он значительно превосходит, на мой взгляд, низкие звуки офиклеида в отношении их точности и устойчивости. К тому же характер звучания саксофона совершенно необычен и непохож ни на один из тембров, которые можно услышать в современном оркестре, если не считать в какой-то степени низкие звуки ми и фа бас-кларнета. Благодаря наличию трости саксофон может легко усиливать и ослаблять звучание. В верхнем регистре он воспроизводит волнующие и вибрирующие звуки, которые можно было бы успешно использовать для усиления мелодической выразительности».
Саксофон был запатентован в 1846 году. Благодаря Берлиозу инструмент стал широко известен. Сакс получил заказы на изготовления из разных стран, в том числе и из России. В парижский период Сакс изобрел еще сакструбы и саксгорны, тубу, получив порядка 35 авторских свидетельств, а также преподает в консерватории курс игры на саксофоне и пишет пособия.
Слава породила зависть конкурентов Сакса – они обвинили гения в плагиате. Судебные дрязги не только повредили его бизнесу, практически оставив ни с чем, но и подорвали здоровье. Знаменитый изобретатель саксофона скончался в возрасте 80 лет и похоронен на кладбище Монмартра.
Автор: Наталья Ханина